Path of Exile — билды и снаряжение в начале лиги
С моба или босса в Path of Exile выпал какой-то предмет, что с ним делать — подбирать и нестись продавать на аукционе, носить самому или сдать торговцу. Чтобы ответить на этот вопрос, надо самую малость коснуться особенностей и механики Path of Exile. Разбираться в ней можно годами и даже после вы не будете знать все: милишники, то есть бойцы ближнего боя, зачастую очень плохо знают об особенностях лучников, а те и другие понятия не имеют, что лучше подходит некромантам. Потому в общем-то надо сразу определить круг предпочтений и в дальнейшем придерживаться его. Каждые три месяца (а именно столько длятся лиги) даже в хорошо, казалось бы, изученном классе (а то и вовсе билде) обнаружится что-то такое, что удивит даже бывалых игроков.
Каковы же основные особенности Path of Exile? Давайте разбираться.
Осматриваем классы Path of Exile
Классы в Path of Exile — они есть и их нет. Да, при старте новой игры можно выбрать одного из типажей: дикаря, охотницу, гладиатора, ведьму, тень, жреца и дворянку. Каждый по мере получения уровня получает по одному очку (плюс некоторое количество бонусных очков), которые вбрасываются в дереве умений. В зависимости от типажа стартуют персонажи в разных частях этого дерева. И в общем-то пассивные умения различны: ведьмы прокачивают интеллект, чары, стрелки — урон снарядов, физурон, дикари — навыки ближнего боя. Однако при этом в игре нет жесткой привязки умений к классам. Тот же жрец в ряде случаев вполне может заменить ведьму, а ведьма вместо заклинаний — бегать с луком или вовсе разбрасывать вокруг себя мины и ловушки.
Каким классом начать играть Path of Exile, если вы до этого никогда не соприкасались с игрой? Конечно же, наиболее простые в обращении (их еще называют односкилловые) и не требующие дорого снаряжения. Среди них — некроманты, тотемщики, ловушечники (бросают в мобов ловушки). Далее надо подобрать умение. Например, некроманты могут призывать скелетов или зомби, призраков или т.н. «черепки», а тотемщики использовать тотемы, которые наносят физический или магический урон. На этапе прохождения сюжетной компании (она, как правило, до 70 уровня) можно изучить различные умения и выбрать понравившееся. А затем уже отыскать в интернете гайд именно на это умение.
- Дикарь — весьма толстокожий вояка. С его помощью можно создавать бойцов ближнего боя. Впрочем, неплох он и как кастер, особенно, с огненными умениями. В Path of Exile ряд скиллов наносят и огненный, и физический урон. Вот для них и берут Дикаря.
- Охотница — лучница. В Path of Exile огромное количество умений для лука. Некоторые используются чаще, другие достаточно редко. У лучницы есть свои особые тотемы, иногда она неплохо критует умениями ближнего боя и может колдовать.
- Гладиатор — еще один боец-ближнего боя. Он очень хорош с умениями, которые наносят кровотечения и бьют физическими снарядами. Гладиаторы, впрочем, могут становиться и лучниками, которые наносят физический или стихийный урон.
- Ведьма — некромант-призыватель и стихийный маг, а также маг, который наносят урон хаосом. Этот урон пробивает щит врагов и наносит постепенный урон. Впрочем, как уже говорилось, из ведьмы можно делать минера и даже бить физическими уроном с конвертом в стихии.
- Тень — специалист по ловушкам, минам, а также критовому стихийному урону. Частично умения Тени пересекаются и с ведьмовскими. Он тоже очень хорош при нанесении урона хаосом.
- Жрец — из этого класса можно делать и стихийного мага, и мастера тотемов. Весьма любопытно и некромантское направление — в отличие от ведьм, эти билды наносят физический урон и таким образом призывают других существ.
- Дворянка — универсальный класс. Он доступен не сразу. Дворянку прежде придется найти и спасти. После — она в вашем распоряжении навсегда. Из дворянки можно делать кого угодно. Потому что она расположена в центре дерева умений и за счет Восхождения умеет перенимать навыки других классов.
При выборе классов и умений для них ориентируетесь не только на свои предпочтения, но и на статистику лиги. Уже буквально через несколько дней после старта, становится видно, какие классы и билды «выстреливают». Конечно, эти «выстрелившие» билды зачастую дороже обычных. Спрос на соответствующие шмотки повышается, растет и цена. Все это можно увидеть в меню Events на официальном сайте игры. Не все профили открыты, дабы подсмотреть снаряжение, экипировку и дерево умений, но даже имеющихся достаточно, чтобы выбрать себе билд, который полностью вас устроит и в плане урону, и в плане выживаемости.
Выбор экипировки
Определившись с классом и архетипом, можно подумать и о экипировке. Правильно подобранное снаряжение позволяет чуть ли не в разы поднять урон, не теряя при этом в выживаемости.
Каждый персонаж, как правило, таскает на себе десять предметов: шлем, два кольца, амулет, нагрудная броня, щит, перчатки, ботинки и пояс. Впрочем, если персонаж вооружен двуручным оружием (топором, посохом), то щит отсутствует. У лучников — соответственно лук, а вместо щита колчан. Некоторые предметы, что называется, несовместимы с другими. Это относится, к примеру, к перчаткам Facebreaker — с ними никакое оружие недопустимо, иначе все бонусы пропадают.
Каждое снаряжение состоит из несколько характеристик, включая т.н. префиксы и суффиксы. Посмотреть, какие именно атрибуты бывают на шмотке проще всего в утилите Path of Building.
- Активируйте вкладку Items
- В правой части нажмите на Craft Item… и выберите категорию предмета, его тип (то есть, какие характеристики ключевые) и его базу (то бишь, на основе шмотки крафтится).
- Начинайте играться с тремя префиксами и тремя суффиксами, как показано на рисунке ниже.
- Вместе с качественной характеристикой можно подсмотреть и количественную (то бишь, максимальное ее значение или интервал значений).
Вопрос где брать нужное снаряжение тоже очень важен. На этапе сюжетки в общем-то качество и параметры предметов не так важно. По сути, достаточно поддерживать резисты на должно уровне (в районе 75%) и ни о чем другом аж до 70 уровня можно не думать. На этапе кача очень выручает уникальная шапка Goldrim, среди свойство которой +30% ко всем стихийным резистам. С 35 уровня можно использовать и шлем The Three Dragons, который дает «плюс» к резистам и конверт одной стихии в другую. Из ботинок на ранней стадии полезны Wanderlust, которые позволяют не замерзать (так что можно открывать даже не распознанные желтые сундуки), увеличивают скорость перемещения на 20% и вдобавок обеспечивают реген маны. Для билдов, которые наносят физурон, пригодится и рапира Aurumvorax — она, наряду, с шапкой Goldrim, позволит не вспоминать о нехватке резистов практически до конца сюжетки.
Имейте ввиду: в Path of Exile вам встретится оружие, которые наносит магический, стихийный урон (в свойствах упомянуто cast), и физический (attack). Если вы используете физические атаки, то оружие для магов совершенно бесполезно. Верно и обратное.
Ну и, конечно, нельзя забывать о Tabula Rasa, которая может выпасть где угодно и которую можно обменять у непися за карточки. Эта шмотка не имеет никаких дополнительных атрибутов, кроме шести связанных дыр. За счет этого можно ставить полную связку камней и наносить врагам максимальный урон.
Источниками новых предметов являются мобы и боссы. Шмотки могут упасть где угодно — в сюжетных локациях, на картах или в дополнительном контенте, который появляется в каждой новой лиге. Так, в лиге «Спуск» появились шахты с кучей мобов, секретными сундуками за взрываемыми дверьми и новыми боссами, в лиге «Предательство» — синдикат, с которого порой можно выбить очень неплохое снаряжение, а в «Синтезе» — объединение кусков снаряжения в единое целое.
Правильные атрибуты снаряжения
Теперь об характеристиках снаряжения.
Сегодня большинство билдов в Path of Exile базируются на здоровье, значит, на каждой шмотке желательно плоский прирост (то есть, не процентное увеличение к атрибуту maximum Life, а конкретная величина) к максимуму здоровья. Чем выше это значение, тем лучше. Это, кстати, влияет и на цену.
Следующий атрибут — это резисты. Идеальный показатель — это 75% каждого резиста, включая и хаосный (по возможности, во многих случаях на него забивают болт и обычно избегают карт, где встречаются хаосные боссы). Когда персонаж выходит на карте полезно иметь чуть больше, скажем, не менее 90%. Это объясняется тем, что из-за модов карт часть резистов срезается. В итоге персонаж получает повышенный урон от соответствующей стихии.
Хочу напомнить, что из-за нехватки резистов при уроне персонаж получает не только урон, иногда на него накладываются негативные эффекты: шок от молний, заморозка/охлаждение от мороза, поджог от огня. Все это не самым лучшим образом влияет на самочувствие персонажа.
Непременно на шмотке должен быть параметр, который повышает защиту. В игре есть несколько основных защитных механик, — это, например, броня, уклонение. В первом случае важен плоский и процентный прирост к Armour (персонаж, благодаря броне, менее чувствителен к физударам). Во втором, атрибуты Evasion (враги могут промахиваться). К защитным механикам стоит добавить и MoM (Mind over Matter), благодаря которой урон сперва берется из маны, а только потом из здоровья. Для таких билдов важно иметь на шмоте и бижутерии регенерацию маны и ее прирост.
Ряд атрибутов зависят от снаряжения. Скажем, в ботинках очень полезна скорость перемещения — желателен прирост не менее 25%. В некоторых кольцах есть слот, куда можно ставить камень. Туда можно разместить, скажем, камень ауры для защиты или урона. Уникальные предметы обладают и другими интересными характеристиками — подробнее о них можно узнать в википедии по игре. Введите название шмотки и читайте описания.
Начиная с «Синтеза» дерево умений снова изменилось. И в нем, в частности, появились очень вкусные пассивки, обеспечивающие лич энергощита, усиления т.н. channel-умений (проще говоря, умений, который кастуются, пока удерживается соответствующая кнопка), а также ряд дополнительных пассивок для усиления (gain) и конверта физики в огонь и молнии. Все это тоже следует учитывать при выборе снаряжения.
Шесть или не шесть линков? В двуручном оружии (а также в луках) и, как правило, в нагрудной броне полезно иметь шесть дыр, которые соединены между собой. Из этого правила, конечно, есть исключения. Скажем, в посохе Soulwrest или Whispering Ice шесть дыр соединять необязательно, а в броне Каома дыр нет вовсе, зато много здоровья. В некоторых шмотах (поясе, перчатках) есть т.н. Abyss-слоты не для камней умений и саппортов, а для увеличения характеристик персонажа за счет Abyss-самоцветов.
С оружием дела обстоят чуть сложнее. Например, потому, что в нем теперь возможен т.н. «мультимод» (для этого на 75 или выше уровне придется добыть рецепт). Благодаря ему, на пухах возможно получить мод Can have multiple Crafted Mods и добавить еще несколько полезных характеристик на урон — стихийных, усиления за счет конверта стихий в хаос и т.п. Для критовых билдов Path of Exile — смотрите, чтобы в числе свойств непременно было шанс и множитель крита (это встречается и на жезлах, и на кинжалах, и на скипетрах), для некритовых полезнее плоский и процентный элементальный урон, а также скорость атак/чар (в зависимости от того, каким умением пользуетесь).
Собственно, если упомянутые параметры — здоровье, резисты, защитные атрибуты — на шмотке присутствуют, значит ее можно отложить, дабы потом оценить стоимость в poe.trade вручную или с помощью торгового макроса (он выводит лишь приблизительную оценку). С уникальным шмотом сложнее. 80% оного — обычный мусор, который игроки зачастую и не подбирают. Либо подбирают, но совершенно для других целей — обменять у непися по пророчеству, либо заменить кольца на что-нибудь ценное по одному из рецептов у торговцев и т.п. За редким исключением цена на снаряжение, которое упало на этапе сюжетки стоит не дороже алхимки. Имейте это ввиду.
Не стоит забывать, что в игре нет танкующих классов, сколько не вкладывалось бы в пассивки. Всегда найдутся боссы, которые если не ваншотнут персонажа, то обеспечат, чтобы за счет хаоса, кровотечения и т.п., жизнь утекала очень быстро. Так что ловить фейсом все атаки боссов не стоит. Чем быстрее вы расправитесь с мобом, боссом (или хотя бы пройдете очередную стадию боя), тем меньше головной боли заработаете.
Имейте ввиду — продавать и зарабатывать в Path of Exile можно не только на снаряжении, но и на других предметах — прокаченных камнях, т.н. «фосиллах», которые добываются в шахте, карточках и др. Оценить примерную стоимость этих предметов можно с помощью сайта PoeNinja. Этот же сайт полезен и для поиска билдов.
***
Напоследок еще о нескольких полезных веб-ресурсах, которые вам так или иначе потребуются в игре Path of Exile.
Где брать лучшие билды в Path of Exile?
Конечно, билды можно конструировать самостоятельно. Наилучший инструмент для этого — программа Path of Building. В ней можно набросать дерево, подобрать снаряжение, состав основных камней и камней поддержки, аур, проклятий, вестников и в результате примерно оценить урон. Однако для этого худо-бедно надо разбираться в ключевых механиках Path of Exile. В ином случае проще всего воспользоваться советами и гайдами из различных источников.
Если же необходимо только дерево, а всем прочим снаряжением вы собираетесь заниматься самостоятельно, подойдет онлайновый сервис PoePlanner. К старту новой лиги он тоже обновляется и все изменения в дереве пассивок в нем появляются.
На форуме Path of Exile регулярно появляются проверенные если не годами, то месяцами билды, для которых подобрано наилучшее снаряжение. Вряд ли вы сможете добиться такие же показатели, однако если будете придерживаться советов о том, как качаться, что и на каком этапе брать в дереве, какое снаряжение важно, то билд вас не разочарует.
Кстати, в большинстве случаев в этих гайдах дается ссылка на данные Path of Building — они представляют собой ссылку на сайт Pastebin. Достаточно скопировать эту ссылку и вставить в окне импорта билда в Path of Building. При этом обновится дерево и появится все снаряжение, которое рекомендовано для билда. Начинающим игрокам, думается, лучше начать именно с форума Path of Exile.
Более рискованные и оригинальные билды появляются на портале reddit.com — это тоже форум. Если выбрать игру Path of Exile и список сообщений отфильтровать по тегам build, то наверняка можно найти что-нибудь интересное. Впрочем, на этот сайт имеет смысл заглядывать тогда, когда вы уже более-менее разбогатели: накопили несколько сотен хаосов, десятка-два экзальтов минимум.
Нужны ли фильтры лута и как их устанавливать
Задача фильтров — уменьшить количество показываемых предметов, которые выпадают из мобов и боссов.
Замечательная коллекция фильтров от NeverSink с возможностью их конструирования нужна непременно. В онлайн-сервисе настраиваются цветовые параметры, подключаются собственные звуковое оповещение при падении тех или иных предметов и многое другое. Перед стартом лиги фильтр обновляется с учетом новых предметов, которые появляются в лиге. Эти изменения даже транслируются в онлайне на сервисе Twitch. Кстати, имейте ввиду, что фильтры периодически обновляются и, если вам что-то не понравилось в нем и лень ковыряться самостоятельно, то непременно обновитесь до последней версии фильтра.
Существуют и альтернативные фильтры. Один из них — Filtration. Он доступен на GitHub.
Установка фильтра — совсем несложная операция. Главная сложность добраться до папки, где Path of Exile хранит эти фильтры и музыки для них. Проще всего это сделать в самой игре. Откройте по O окно настроек и на вкладке UI в самом низу откройте в Проводнике папку с фильтрами. Туда и скопируйте новые фильтры (фильтры из предыдущих лиг при этом можно удалить — эти файлы имеют расширение .filter).
Визиты в лабиринты
Один из этапов на длинном пути доведения билда до ума — это визиты в лабиринты. Всего таких лабиринтов четыре. Совершенно не обязательно их проходить на этапе сюжетки, все (или хотя бы первые три лабиринта) можно пробежать перед самым последним сюжетным боссом — это Китава. Чтобы персонаж лучше выживал и больше дамажил, ему крайне необходимо побывать в гостях у Изария. Лабиринт представляет собой отдельную локацию — надо пройти все ловушки (желательно не сдохнуть на них), а затем победить тамошнего босса. Ежедневно лабиринты обновляются и на сайте Poelab появляется примерный маршрут, куда, собственно, идти по лабиринту. Наибольшие сложности, конечно, вызывает ультралаба — в ней огромное количество ловушек, секретов, дверей.
И все остальное…
Все остальное о Path of Exile можно брать из прекрасной вики-энциклопедии. К сожалению, русская ее часть давно запущена, так что некоторыми основными знаниями английского все же надо владеть. Чтобы искать предметы по их названию, понимать показатели, обозначенные на вещах, правильно крафтить, обмениваться с неписями и т.п. Английский вариант википедии полностью соответствует текущей лиге.