Bard’s Tale 4 — сырой шедевр?
Очередная фэнтезийная РПГ под названием Bard’s Tale 4 добралась до жесткого диска. Даже не знаю, почему я раньше не обращал внимание на эту серию игр. Жил в полном неведении о том, что на протяжении многих лет развивалась отличная ролевушка, которая игнорирует все казуальные тренды и не щадит игрока, предлагая ему достаточно хардкорный контент.
С другой стороны, понятно, что у студии-разработчика Bard’s Tale 4 нет достаточного количества ресурсов, дабы выпустить более-менее играбельный продукт сразу. В роли тестеров выступили обычные покупатели. Игре потребовалось аж несколько месяцев и четыре обновления, чтобы избавиться от многих багов, глюков, а также отвратительной локализации. То что сейчас тоже не близко к идеалу, но тексты практически читабельные и графические баги не проявляются каждую секунду. Ключевое слово здесь — «практически».
Как бы вы реагировали на фразу «Тебе конец» — скорее всего, это провокация к атаке, здесь же оно означает нечто совсем другое. Да, некоторые фразы вводят в ступор, но со временем к ним привыкаешь.
И, кстати, когда будете устанавливать игру, выделите место все-таки на SSD, а не на винчестере. Игра оптимизирована очень плохо и фризит даже при вращении камеры вокруг персонажа всегда.
Это касается и пошаговых боев, выполненных, пожалуй, безупречно. В Bard’s Tale 4 очень четко организовано и начальное построение отряда (до шести человек с одной и с другой стороны), и право первого удара (если вас замечает противник, он бьет первым, если вы успеваете тыкнуть в иконку — значит, бьете вы), и понятная система урона (сколько бьет скилл, столько баллов будет вычеркнуто из ХП врага или соратника). В отряде могут быть разные классы. Оптимально — минимум по одному каждого вида. Непременно маги, поскольку они способны поджигать врагов и те на протяжении нескольких ходов горят, воры, оснащенные и луком, и оружием ближнего боя, и колючками (о них надо позаботиться заранее), которые они раскидывают по клеткам и те дамажат, а заодно станят врагов. И воины, которые провоцируют врагов на атаку именно их, а затем становятся в защитную стойку.
Бои в игре, как уже говорилось, пошаговые. Но но все атаки и ваши бойцы, и враги наносят во время своего хода. Иногда это лишь подготовка к атаке, а сама атака наносится после хода противоположной стороны. Что это означает? Это означает, что своих воинов (особенно магов, которые не могут похвастаться крепкой броней) неплохо бы увести с линии атаки. Для этого можно воспользоваться и заклинанием левитации, которая переместит врага на другую клетку. Атака-то все равно последует, но, к счастью, вхолостую. Следует заботиться и о собственных бойцах во время таких многоходовых атак (как правило, они существенно мощнее), дабы последующая вражья атака не оказалась фатальной. Маг умеет перемещать врагов с клетки на клетку и можно так расположить врагов, что следующим ударом они ударят своих же. Тактика как никак…
И бои, и враги в игре очень разные — это большой плюс игре. А если учесть, что в зависимости от того, на какого врага вы напали, стартовое расположение их может отличается. Значит, один и тот же бой проходит по-разному. А порой приходится переигрывать — это происходит, когда все члены отряда мертвы; если осталась хотя бы единичка жизни, павшие воскреснут. Правда, в последнем случае их надо чем-то накормить (либо прогуляться до статуи сохранения, которая и сохранит игру, и восстановит ХП), здоровье само собой не восстанавливается. Порой надо быть готовым к тому, что противники нападают не сразу всей толпой, а последовательно, волна за волной. К таким ситуациям надо быть готовым и выносить предыдущих врагов как можно быстрее, иначе следующее столкновение окажется последним.
Кстати, о сохранении. Оно в игре двух видов. Можно начать с произвольным сохранением в любой позиции и с сохранения только у специальных статуй. Переключать режимы вроде как нельзя. Сохранение у статуй добавляет хардкорности игре. Отказываться от него не стоит…
Хардкорна и квестовая часть игры. Каждое задание частенько переходит в другое — таких цепочек может быть достаточно много. При этом на пути встречается множество всяких секретов, на которые в общем-то можно не тратить время. Однако если уделять внимание всем этим постаментам, запертым сундукам и прочим подозрительным предметам, то можно упростить себе жизнь и разбогатеть. В игре куча всякого барахла, лута, которые потребуется для крафта вещей. Крафт несложный — собираете нужное число предметов и крафтите себе нужный предмет. При этом, наверное, можно вполне легально (без использования читов и трейнеров) обеспечить себя достаточным количеством денег. А они необходимы особенно по началу, ведь вещи стоят достаточно дорого. И чем полезнее предмет, тем он, как обычно, дороже.
О пазлах игры — в картинках…
В игре встречается дикое количество самых разных пазлов. Геймплей сводится по сути к двум вещам — решается пазл, далее бой. Снова пазл, снова бой. И так до бесконечности. Конечно, в этот процесс вмешивается сюжетные повороты. Меняется состав боевой группы, приходится возвращаться к аттестационной комиссии, дабы открывать дополнительные наборы пассивок, выбирая между атакующими, защитными, а также вспомогательными, связанными, скажем, с крафтом категориями умений.
Мне пришлись по душе две вещи — неспешный геймплей и бои. Конечно, сражаться с каждым — небезопасно. Враг может оказаться существенно сильнее и он c одного-двух ударов завалит весь ваш отряд. Так что прежде приходится где-то погулять (а где-то — это, как правило, сюжетка, не ахти какая увлекательная о борьбе с самым ужасным в мире злом), подкачаться, а после вернуться. Если играть честно, деньги в игре не сыплются как из рога изобилия. Оружие и прочее снаряжение при этом стоит достаточно дорого. Так что одновременно с пазлами, боями и сюжетными диалогами надо непременно обыскивать сундуки, бочки. Часть их на виду — стоит где-нибудь в углу, а часть спрятаны. Для этих целей у главных героев есть эдакая волшебная дудочка, которая проигрывает ту или иную мелодию, дабы обнаружить скрытые сокровища, сломать стену, воздействовать на камни или найти дружественных неписей (со временем этих мелодий становится все больше и надо не забывать пользоваться ими). Сами неписи будто бы сделаны из мрамора, больше напоминают статуи. В отличие от «Готики» они не делают ничего. Стоят как истуканы на одном месте и даже не шевелятся. Конечно, встречаются порой неписи, которые прогуливаются от одного столба к другому. Они не реагируют на вас, прогуливающегося в пяти метрах, и на шум и прочие действия, который вы производите. Никто даже не возмутится, когда вы у всех на глазах чего-то крадете. В общем, практически отсутствующая интерактивность — большой недостаток игры.
И да, не пользуясь подсказками и гайдами, можно надолго застрять в локации. Когда проходишь игру первый раз, хочется обыскать каждый уголок, по сто раз пройти по одним и тем же коридорам (даже зная, что в них ничего не изменится, новых врагов не появится). В башне какого-то мага я застрял надолго, а ведь это даже не треть игры. Какой-то отмороженный он, этот маг — напихал ловушек и головоломок через каждые десять метров и все ради того, чтобы до него не добрались. В общем, ждите новые подробности после встречи с магом. Надеюсь, хоть драться с сумасшедшим не придется.
Несмотря на всю статичность и технические проблемы игра все равно увлекает. Разок пройти ее можно.