Консольные войны и прогресс
Игровые ТВ-приставки сегодня пользуются огромной популярностью. Их нередко выбирают для дома, для детей. Эта заметка Habr не о том, как их выбирать, а о том, как зарождались приставки и что с ними происходило на протяжении многих десятков лет…
С тех пор, как консоли начали набирать популярность и стали появляться в домах по всему миру, они заняли особое место в сердцах людей. Настолько большое, что игроки начали идентифицировать себя со своими консолями. Поэтому когда у их любимых приставок появлялись конкуренты, это воспринималось как объявление войны. Начали возникать споры о том, какая из консолей «лучше»; они продолжаются и по сей день. И хотя можно считать это инфантилизмом, всё равно впечатляет то, как страстно люди относятся к своим консолям, повлиявшим на их жизнь.
Для того, чтобы проанализировать, когда началась конкуренция, приведшая к этим «консольным войнам», лучше всего начать с того, как вообще появились консоли.
Кстати, один из ключевых участников консольных войн, компания Sega вовсе не мертва. Она продолжает выпускать новинки и становится партнером других компаний. Недавно она анонсировала обновленную версию Sega MegaDrive. Миниатюрная копия ветерана игрового мира называется MegaDrive Mini. Пока приставка позиционируется для японских потребителей. В продаже она появится в сентябре 2019 года с 40 предустановленными играми. Готовится она и для американского рынка. В комплекте с приставкой входит пара USB-контроллеров, кабели HDMI и USB для подключения питания. Блок питания появится лишь в американской версии консоли.
Рождение домашней консоли
В начале эпохи видеоигр идея приобретения игровых консолей для дома была далека от потребностей американского общества. Более реалистичной идею домашней игровой консоли первыми сделали компьютерные игры. Изобретение таких игр, как OXO британского профессора А.С. Дугласа (1952 год), Tennis for Two Уильяма Хигинботэма (1958 год) и Spacewars! Стивена Расселла (1962 год) (первая игра, в которую можно было играть на нескольких компьютерах), стало катализатором создания игровых консолей и видеоигр в целом.
Capcom тоже «тряхнула стариной» и выпустила мини-консоль — ее детище называется Capcom Home Arcade, стоит около 230 евро (в режиме предзаказа) и комплектуется 16 классическими играми. К ТВ она подключается по HDMI-интерфейсу, а управляется посредством стиков и кнопок на корпусе приставки. Выглядит и «играется» девайс так, как на видео:
Все эти игры стали большими шагами видеоигр к домашнему потребителю, но ни одна из них не оказала такого влияния, как «Brown Box». Ральф Баер с его коллегами из Sanders Associates создали прототип первой в мире видеоигровой консоли, который изначально назывался «TV Game Unit #7». В Brown Box был широкий набор игр, в том числе шашки, стрельба по мишеням, множество спортивных игр, а самой популярной был пинг-понг. Для запуска игры в Brown Box использовались переключатели и «карточки программ» (Program Cards), на которых указывалось нужное для каждой игры положение переключателей. Ральфа Баера часто называют отцом видеоигр, потому что в новаторской Brown Box впервые были реализованы функции, которые есть и в современных консолях, например, несколько контроллеров и возможность запуска разных игр. Позже Ральф Баер продал лицензию на свой продукт компании Magnavox и в 1972 году Magnavox выпустила самую первую на рынке домашнюю игровую консоль — Magnavox Odyssey.
Magnavox Odyssey оказалась не такой успешной, как ожидала компания, но после прихода на рынок домашней консоли появление приставок других компаний стало всего лишь вопросом времени.
Возник первый крупный игрок начала эпохи домашних консолей — компания Atari. После успеха домашней версии Pong Atari выпустила в 1977 году созданную Ноланом Бушнеллом Video Computer System, которая больше известна нам под именем Atari 2600. Она могла считаться конкурентом Magnavox Odyssey, но никакой конкуренции не было — Atari намного обогнала её в технологиях и продажах, несмотря на попытки Magnavox выпустить улучшенные версии Odyssey. Кроме того, Atari и Magnavox стали своего рода партнёрами — после судебного иска к Atari о нарушении авторских прав (Pong очень напоминал ping-pong компании Magnavox) компания решила приобрести лицензию на Odyssey: «не можешь заплатить — присоединись». Atari 2600 стала отправной точкой для нового поколения приставок, которое вызвало в индустрии видеоигр настоящий хаос, особенно на рынке игровых консолей. В свою очередь, это привело к тому, что индустрия оказалась открытой для единственной системы, получившей огромный авторитет в игровой индустрии.
В ближайший год появится консоль следующего поколения Sony PlayStation 5. Главное, что интересует будущих покупателей — это ее цена. PlayStation 5 может оказаться дороже нынешней PlayStation 4 Pro. В 2013 году стоимость PS4 составляла $399. Столько же в 2016 году обошлась улучшенная ее версия PlayStation 4 Pro. По предварительным оценкам PlayStation 5 обойдется в $500. Что касается железа — предполагаются восьмиядерный процессор Zen 2, графика Navi и скоростной твердотельный накопитель на 1 Тбайт или 2 Тбайт. Консоль Sony дебютирует в 2020 году.
Великий кризис видеоигр
После интригующего успеха многие компании захотели получить свой кусок прибылей. Это привело к выпуску разными компаниями огромного количества консолей: Mattel, Colecon, Nintendo — это лишь небольшая часть списка. Однако эта «золотая лихорадка» имела ужасные побочные эффекты для индустрии домашних консолей. Перенасыщенность рынка консолей и низкое качество игр в конце концов привели к одному из самых печально известных кризисов в истории видеоигр. К 1983 году на рынке домашних консолей начала царить неразбериха — куча вариантов консолей, но все они были низкого качества, не говоря уже о качестве их игр. Одним из самых печальных примеров стала видеоигра E.T. компании Atari, которую иногда преувеличенно называют единственной причиной кризиса видеоигр. Как бы то ни было, считается, что именно она привела к крушению Atari. Эта игра стала превосходным отражением того образа мыслей, который царил в игровой индустрии до возникновения кризиса: она создавалась в спешке и была сделана всего за шесть недель (издатели торопились выпустить её к надвигавшемуся рождественскому сезону). Сегодня она считается многими одной из худших игр в истории. Подобное отношение, которое в то время доминировало среди разработчиков игр, привело к упадку подавляющего большинства компаний на рынке домашних консолей. В тот момент, когда все надежды на домашние консоли оказались на не бывало низком уровне, одна компания наконец-то осознала, что люди ценят качество так же сильно, а может и сильнее, чем количество.
О том, что было дальше и какие приставки стали топовыми — читайте в переводном материале Habr. Автор оригинала: Guillermo Romero. Переводчик PatientZero.