Игромир 2017 — тезисы к выставке

Не стану говорить, что Игромир в 2017-ом провалился. Интересное было. Но в целом выставка получилась весьма унылой...

Вооружившись знаниями о подростковом и зрелом контенте, я отправился на выставку Игромир 2017 в надежде отыскать проекты для «стариков». Подобные проекты если и были, то слишком мало. Их даже можно было сосчитать по пальцам одной руки.

Игромир 2017 — выставка явно подростковая. А какая еще, если в первый день каждого второго с бейджиком «Пресса», заходившего в павильон, просили показать паспорт. Наверное, игровая пресса в России такая юная. Но что стало с теми, кто писал об играх, скажем, 15-25 лет назад?

Кстати, я совершенно не понял, чем VIP-день (четверг) отличается от всех прочих. Может, мне кто-то объяснить? Ничем они не отличается. Такие же косплееры и косплеерши, такие же конкурсы, такие же сильно бьющие по ушам музоны. От некоторых можно и оглохнуть… Да и цены на билеты мне показались завышенными — цена, на мой взгляд, не отвечает качеству выставки.

Фото с выставки Игромир 2017

Для виртуальной реальности требуются достаточно просторные помещения, не конура, именуемая квартирой…

Что, собственно, позволяет сделать вывод о подростковой направленности «Игромира»? Да, в общем-то демонстрируемые проекты. Нет, конечно, на нескольких компьютерах можно было увидеть Elex — очень добротную немецкую ролевуху от Piranha Byte, которая, к слову, будет локализована на уровне интерфейсов и диалогов. Но компьютеры с Elex частенько пустовали, зато народ ломился толпой на какой-нибудь Destiny 2, Assassin Creed и, конечно же, гоночки, которых нынешней осенью перебор… Forza, Grand Turismo, Crew 2 и т.п.

Виртуальная реальность не выстреливает. Почему? Да потому что а) необходимо играть, как правило, стоя, б) комната должна быть достаточной просторна. Иначе размахивать руками не получится. Непременно отобьешь себе кисти рук о какой-нибудь шкаф. Потому ВР все еще остается аттракционом в кинотеатрах, магазинах, куда приходят на целый день с ребенком, и тому подобных местах. Например, в отнюдь не маленьких павильонах Крокус Экспо, где и проводился «Игромир 2017».

Blizzard, кстати, регулярно спамит письмами вида «Destiny 2 — динамичный шутер с увлекательной и зрелищной кампанией, целым набором режимов для совместной игры, напряженными соревновательными схватками и обширными неизведанными мирами.» Но все эти миры в общем-то так и останутся неизведанными мной. Обещаю и клянусь.

Blizzard без Diablo. Я долго-долго ходил вокруг стенда Blizzard и пытался разглядеть хоть какой-нибудь логотип о Diablo 3 (или вообще о каком-нибудь Diablo). Ничего подобного не увидел. Теперь и не знаю, что думать — либо Blizzard положила болт на Diablo 3, что, отчасти, подтверждается тем, что Blizzcon 3-4 ноября об этой игре не будет ни слова. Дойными коровами нынче являются Overwatch, Hearthstone и отчасти WoW. Они и обновляются регулярно. Либо у меня со зрением не все в порядке и пора к окулисту.

Фото с выставки Игромир 2017

Игровые клавиатуры все чаще дополняются подсветкой. Производитель сразу взвинчивает цену на 3-4 тыс. руб, а геймер — может настраивать цвета нужных клавиш. Все довольны.

Существенная часть «Игромира» посвящена игровому железу. На многих стендах демонстрировались компьютеры странной конфигурации и клавиатуры непременно с подсветкой. Надо сказать подсветка серьезно удорожает розничную цену клавиатуры (чуть ли не на 3-4 тыс. руб.), польза же от нее весьма сомнительная, по сути с ее помощью можно выделить некоторые функциональные клавиши различным цветом и переключать профили между различными играми. Так ли это необходимо, при условии, что все большее число PC-игр требуют геймпада?..

Фото с выставки Игромир 2017

Одна из премьер Игромира 2017 — игра Cuphead.

Стенд HobbyGame с настольными играми выглядел сиротливо. Если там и появлялся народ, то не больше трех и не дольше десяти секунд. Скучным взглядом окидывал коробки и убирался восвояси, дабы попробовать прорваться еще разок к шумным стендам с ААА-играми. А я (увы, ничего не знаю про настолки — не входят в круг интересов) поинтересовался какая игра нынче пользуется наибольшей популярностью. Это — весьма толстенькая (и ощутима тяжелая) коробочка SmallWorld, стратегической настолки, в которой надо сражаться за провинции некоего огромного мира.

Фото с выставки Игромир 2017

Без Crossout не обошлось. Правда, выставочная машинка даже близко не напоминает те крафты, на которых гоняют в гонках и на пвп. Заурядная такая машинка…

Где делают игры? Конечно же, в студиях — больших и маленьких. Откуда у обычных людей берутся знания, навыки геймдева. Конечно, некоторые (или даже многие) движутся в потемках самостоятельно и совершают при этом кучу непростительных ошибок. Другие идут в специализированные школы. Такую как, например, ScreamSchool. На стенде ScreamSchool демонстрировались некоторые проекты, созданные выпускниками школы (она, к слову, существует уже девять лет). Не все проекты — это игры; создают студенты (на базе Unity и Unreal Engine, а также других инструментах) и 2D/3D-мультики. Единственный момент — двухлетнее обучение в школе стоит более 300 тыс. Не каждый разработчик может выложить из своего кармана такую сумму. Так что это направление — исключительно для сотрудников крупных игровых компаний. Инди-разработчикам остаются краткосрочные (от недели до нескольких месяцев) курсы по различным аспектам разработки.

Фото с выставки Игромир 2017

С железками на Игромире 2017 был полный порядок. А вот показанные игры немного разочаровали. С большей их частью многие уже познакомились.

Где же разрабатываемое инди? Если не брать во внимание некоторые проекты (уже вышедшее или на подходе), которые демонстрировались на стендах крупных компаний (Nintendo, Sony), то такая игра (еще в процессе разработки) была одна — Edge of Destruction. Первый более-менее играбельный билд, как рассказали разработчики, был собран ранним утром 28-го сентября. Он фидбека ради и демонстрировался на Игромире 2017.

Вообще, эту игру можно назвать младшим братом (или сестрой) Niffelheim, другой 2D-ролевушки, также начинавшей на «Игромире» в 2015 году. В Edge of Destruction нет экономической части, то бишь, не надо строить, крафтить, добывать, геймплей сосредоточен вокруг сражений с мобами. Зато игровых классов больше, да и боевка анимирована получше, как мне показалось… Этому проекту, впрочем, будет посвящена отдельная заметка, возможно, не одна.

В завершении еще о паре РПГ. Первая — это игра Prodigy, которая показывалась среди прочих на стенде издателя Forever Entertainment. Это тоже пошаговая тактическая РПГ. Однако в отличие от несомненного хита осени 2017 года (возможно, основного претендента на лучшую игру 2017 года) Divinity: Original Sin 2, она не настолько масштабная. Всю пошаговую тактику придется «включать» лишь на аренах. Что-то мне подсказывает, что это скучно. Проверьте этот факт самостоятельно, тем более, что демка игры доступна с мая в Стиме.

Вторая — Kingdom Come Deliverance, реалистичная ролевая игра времен средневековья. Под реалистичностью здесь понимается отсутствие магии. Только мечи, топоры. Основной разработчик — чешская студия Warhorse Studio, но в создании принимают участие и российские девелоперы, а выпускает игру «Бука» 18 февраля будущего года. Визуально эта РПГ выглядит добротно. При этом особых восторгов не вызывает. В феврале выясним, очередной проходной середнячок выходит или что-то стоящее…

Судя по официальному трейлеру, анимация в игре какая-то кукольная, будто без motion caption делалась.

Окончательный вердикт «Игромиру 2017» простой: выставка не удалась. Скучная выставка.