Изометрические дьяблоиды добрались до тупика?

Да, сейчас вовсю идет 12 сезон Diablo 3, 8 декабря стартует новая лига в Path of Exile. Но знаете что — поигрывая чуток в первую и посматривая на анонсы второй, возникло ощущение, что обе добрались до пропасти, до тупика. То бишь, практически никак не развиваются.

Ну с Diablo 3 в общем-то все понятно давно. У Blizzard есть намного более привлекательные проекты, в которые они и вкладывают силы и ресурсы. Все изменение в Diablo 3 сводятся к тому, чтобы урон одного скилла с руной в 30% уменьшить до 15%, а другого скилла с руной с 15% до 30%. Новых сфер применения этих изменившихся процентов нет — локации одни и те же, мобы одни и те же. Да и способы прокачки одни и те же. Врубается истязание первого, второго, третьего и далее уровня и начинается рутина. То бишь, вы где-то за полчаса пробегаете различные локации (их всего пять) и выполняете в каждой поручения. Затем релогаетесь и все заново. Можно, конечно, присоединиться к какой-нибудь открытой игре, дабы побегать в пати, но удовольствия от этого много не прибавляется… Нет, конечно, добывать очки совершенствования и добраться хотя бы до 250 единиц, дабы поднять нужный параметр до максимума, имеет смысл. Но все это даже без задротства, даже выделяя на игру где-то по часику-полтора в день, потребует максимум недели. При этом практически без усилий будет собраны сеты, которые усиливают те или иные атрибуты персонажа 70-го уровня, на шмотках получены правильные параметры, оружие в кубе канаи будет превращено в древнее, многократно пройдены нефалемские порталы. Так ли хороша простота, с которой фармится все нужное для успешного выживания персонажей? По мне такое оказуаливание не идет на пользу.

Впрочем, почитал комментарии немногочисленных стримеров и их зрителей, которые отдают предпочтение Diablo 3 и нелестно отзываются о Path of Exile. Их реплики сводятся к тому, что в Path of Exile слишком много геморроя на этапе прокачки персонажа, камней и сбора снаряжения. Возможно, и так. Чтобы добыть нужную шмотку от табулы, полезной для новых персонажей, до правильных банок и оружия в Path of Exile сложнее. В Diablo 3 в большинстве случаев за выполненное поручение дается часть сета, которую за мгновение сделает ремесленник в городе.

Конечно, высокоуровневый контент в Path of Exile интереснее. Даже если не рассчитывать ни на какие плюшки в виде уников, которые можно выставить на продажу за очень дорого, то в общем-то всегда можно сделать, чтобы одна и та же локация, карта выглядела по разному. Конечно, геометрия не меняется, конечный босс тоже (разве что он становится сильнее, а иногда поджидают сразу два босса), но ощущение того, что «я только что проходил эту локацию» возникает гораздо реже, чем в Diablo 3. По крайней мере, у меня.

Конечно, фантазия у разработчиков Path of Exile тоже постепенно сходит на нет. Они занялись самоцитированием. Предвестник (на мой взгляд, самая неудачная лига), тот что в осенней лиге, — это в общем-то тоже самое, что и сундуки Просперуса. С той лишь разницей, что сундук стоит неподвижно, а этот босс предвестник перемещается и призывает все новых мобов. Следующая лига, которая стартует с 8 декабря, тоже мало чем удивит. По своей сути, «Бездна» с ее трещинами, которые появляются в земле и откуда вылезают десятки мобов, — это тоже самое, что разломы. Но если разломы раскрывались по кругу, то трещины по прямой. Просто изменился способ появления мобов, все остальное тоже самое. Нет, конечно, «Бездна» обещает быть интересной не только и не столько за счет этих трещин (хотя благодаря им тоже — всяко интересно взглянуть и на самоцветы, и на шмотки, куда эти самоцветы ставятся; пояс с дыркой не ахти какое суперское нововведение, но все же любопытен), сколько за новые умения (например, связанные со взрывом трупов), новых боссов и новые карты.

Конечно, Diablo 3 и Path of Exile отличаются принципиально. Первая игра делает упор на коллективное прохождение. Это быстрее и веселее. Вторая в общем-то на соло. В игре даже появился соло-режим, в котором невозможно объединяться в группы и что-либо покупать на аукционе poe.trade. И этот режим, надо сказать, не пустует.

Все эти изменения Path of Exile по большому счету число косметические. Недавно, конечно, произошло крупное обновление Path of Exile, которое затронуло кардинально геймплей. Вместо одних и тех же локаций, которые приходилось проходить трижды, появилось десять актов. И новый сюжетный босс Китава, с которым придется встретится дважды, выглядит хардкорнее, чем все до него. Не говоря уже о боссах в Diablo 3. Но такие изменения хотелось бы видеть чаще. Подобные системе пантеонов, появившейся в игре вместе с десятью актами. Скажем, в старом Skyforge (который тоже, увы, надоел; даже не знаю, что изменилось в игре, ибо давным давно удалил ее) в атласе, по своей сути напоминающем дерево пассивок Path of Exile, можно было усиливать отдельные узлы. Чем плохо превратить 5% прирост здоровья в 10% за счет усиления соответствующей пассивки? Скажете, что я слишком много кушаю, в смысле зажрался? Возможно.

И тем не менее…

Видеть в следующих лигах очередную вариацию разломов-трещин, вселяющихся призраков, призываемых потусторонних существ и т.п. не хотелось бы. Пусть GGG придумает что-нибудь принципиально новое — что-то связанное с мастерами (ведь они могут поручать что-то более интересное и не только связанное с их собственной прокачкой), городскими неписями, которые дают сюжетные задания (какие-то поручения а-ля Diablo 3 — не самая плохая идея, не так ли). Ну и так далее.

И тогда вопрос, не станет ли «Бездна» последней лигой, в которую захочется сыграть в Path of Exile, перестанет быть актуальным.